@whitedogstribe

подписывайтесь на instagram

Алтай. Зимний Актру. Январь 2017

Веду репортаж из теплой постельки после морозного похода. Хочется рассказать о недавнем трипе в альп-лагерь Актру, тот который на Алтае. Замечу, что даже многие новосибирцы не знают, что такое Актру. Все знают Белуху, но об Актру многие даже не слышали.

Эрадж Шамс
20 января 2017, 21:23
3034

Хей-хо, бро

гора Актру Баш

Актру это гора в горном Алтае, практически у границы с Монголией, расположенная на Северо-Чуйском хребте. Ее высота 4044 м. Это место примечательно тем, что здесь в советские годы был открыт Михаилом Владимировичем Троновым, советским гляциологом и климатологом, альп-лагерь, в котором проходили практику студенты Томского университета, а также обучались альпинисты. На сегодняшний день здесь аж две базы с отапливаемыми домиками, баней и электричеством (понятное дело, от генератора). Это довольно уникальное место, так как на высоту 2200 метров спокойно можно заехать на автомобиле. Правда в основном сюда забираются только наши Уазики и Уралы. Дискавери, Pajero и так далее застревают на полпути. Пожалуй, это показатель.

Дорога от Курая в альп-лагерь

Самый ближайший населенный пункт находится в 25-и км. И имя ему Курай. Это алтайская деревня, которая живет в основном за счет животноводства и туризма. Каждая заброска на Актру обходится туристам в 5000 рублей. При чем забросить могут только опытные водители алтайцы, настолько мастерски управляющие Уазиком, что диву даешься мастерству водителей и мощи этой машины.

В 2 км от альп-ларегя

Идея поехать на Актру зимой пришла мне в октябре или ноябре. Я написал новосибирскому другу Сереге, с которым летом ходили на Белуху, что приеду в начале января и скорее всего поеду на Актру. Серега поддержал идею и по сути, все сам организовал: забронировал домик, уазик на заброску и купил продукты.

Понеслась

Летел я из Питера сразу после Нового года 2-ого января. После жестких пьянок я очутился в самолете и понял, что лечу в Новосибирск.

За 12 часов до самолета

С утра 3-ого числа я был в Новосибе, где меня встретил Серега с Лехой. Мы заехали за Деном, погрузили продукты и двинули в путь. Ехать предстояло 900 км по знаменитому Чуйскому тракту практически до монгольской границы.

На протяжении всей дороги я дремал. По традиции мы заехали в Чергу за сыром,

Поселок Черга

пообедали в Манжерке, полюбовались видами Семинского перевала

Семинский перевал

и Чике-Таман и вечером этого же дня были в поселке Акташ.

Гостиничный комплекс в Акташе

Там заночевали в гостинице и даже сделали вылазку в местный магазин за картами.

Акташ

С утра тронулись в уже упомянутый Курай. Именно здесь я ощутил настоящий мороз, который сопровождал меня все остальные дни.

Село Курай

В Курае нас встретил молодой алтаец по имени Алан. Пересев на Уазик и погрузив рюкзаки, мы тронулись в путь. Великолепные пейзажи открывались нашему взору.

Дорога на Актру

Массивный горный хребет, бескрайний девственный лес и морозное солнечное утро. Через час мы уже видели в дали небольшой столб дыма.

В низовье горы Караташ можно разглядеть лагерь

На базе топили баню. Но доехать до лагеря нам было не суждено. Дорогу разворотили те же Уазики. И даже подоспевший Урал увяз в тоннах снега.

Увязший в снегу Урал

Мы попытались откопать один уазик, потом второй. Но когда мы увидели, что дороги больше нет, приняли решение идти пешком. У нас еще был громоздкий пакет с котелками и едой, которую забрал Владимир Михайлович на снегоходе. Об этом человеке еще пойдет речь.

Спустя полчаса мы пришли в первый лагерь.

Нижний лагерь

В этот момент я понял, что я очутился в своей тарелке. Встретил нас большой человек в теплой куртке, с загорелой кожей и широкой улыбкой. Спустя пары шуток, он направил нас в верхний лагерь, куда и лежал наш путь. А еще я запомнил девушку с белоснежной улыбкой и голубыми-приголубыми глазами. Она спросила что-за интересная штука у меня под курткой. Под курткой у меня было мексиканское пончо из грубого волокна. Мне показалась эта девушка очень интересной. Правда я ее больше не видел. Если ты читаешь сейчас эти строки, напиши пожалуйста мне :)

Придя в лагерь, нас встретил Костя, о котором также еще будет упоминание. Разместились мы в трехэтажном домике под названием «Караташ».

Дом "Караташ"

Также нас встретил необычайно добрый пес по имени Черныш. Вот он валяется на опилках

Черныш

Уже вечерело и мы, разместившись, приготовив еду и поев, легли спать.

В 9.30 утра нас ждал у столовой Владимир Иванович, горный инструктор, чтобы пойти в радиалку к домику гляциологов к озеру «Голубое».

Владимир Иванович слева

Про этого человека можно говорить много, но мне кажется он еще появится в моих статьях и я расскажу о нем, когда узнаю его получше.

Наконец, перед нами начали открываться вот такие виды:

Северо-Чуйский хребет

Ну а на этой фотографии запечатлены первые минуты знакомства меня с Актру

Актру, Я и Черныш

Первую половину маршрута мы шли в довольно морозную погоду, когда еще солнце было за горизонтом. Но ближе к половине всего пути солнышко показалось из-за гор. Наше настроение моментально улучшилось, а мороза как не бывало. В нашей небольшой группе-солянке было нас четверо: Я, Серега, Леха, Денис и присоединившиеся к нам отец с сыном, парень фотограф и девушка. Ну и конечно наши проводники: Владимир Иванович, наш гид на эти дни и два верных спутника Черныш и Айка. Черныш это уже старый и очень мудрый пес, который спас не одного человека, в том числе и Владимира Ивановича. А Айка еще молодая девочка, помесь бульдога с кем-то. Айка собака Владимира Ивановича, Черныш хозяин верхней базы.

Я, Черныш и Айка

Думаю пора познакомиться с нашей группой, а точнее с теми людьми, с которыми я приехал. Это Серега, с которым мы ходили летом на Белуху

Это Серега

А это Леха. Он также ходил с нами на Белуху

А это Леха

Юморист и гаджетоман Денис

Ну а это Денчик

Вот собственно ребята, с которыми я приехал из Новосиба на Актру. Ну а остальные ребята просто присоединились к нашей прогулке до голубого озера (2840 метров). Пообедав в домике гляциологов,

Домик гляциологов

Домик гляциологов внутри. В центре Владимир Иванович

мы тронулись вниз. На следующий день был выход на перевал «Учитель». Вооружившись кошками и ледорубом, также в 9.30 мы тронулись в путь. Вел нас Владимир Иванович.

Одеваем кошки перед трудным участком

Погода была не слишком хорошей, все занесло облаками, поэтому фоточки получились не очень

Вид на перевал учитель

Перевал "Учитель" в его верхней точке

Вид с перевала
Мы с Серегой

Дальше был медленный спуск и разговоры с Владимиром Ивановичем. Обсуждали советскую власть и современное состояние экономики России, альпинизм и живность в округе, алтайцев и прочие другие темы. Владимир Иванович немного рассказывал про местные горы: вершину Снежная, Караташ, Кызылташ, Юбилейная, Купол и сам Актру Баш. Рассказывал разные истории и что в горах нужно быть предельно внимательным и аккуратным.

Привальчик на спуске

На следующий день мои чуваки уезжали, а я оставался. Их ждал спуск вниз и 900 км до Новосибирска

Вид на Северо-Чуйский хребет из Курая

Бредя в свой домик в раздумьях, я встретил Владимира Ивановича за колкой дров. Поразмышляв над тем, куда мне можно сходить одному, он сказал: "Если сопли не будешь жевать, то успеешь сегодня на Юбилейную (3403 м.)". Я собрал рюкзак, вскипятил чай, взял кошки и ледоруб и в 11.00 выдвинулся в путь. Спустя полтора часа я уже был в домике гляциологов. Там я перекусил и двинулся дальше. Тропа была хорошо протоптана, так как с утра туда уже уходила группа. Тропа хорошо видна на этой фотографии:

Тропа на вершину Юбилейная

И уже спустя полтора часа я был на вершине

Вершина "Юбилейная"

Вид на курайскую степь"

Вершина Актру и ледник большой Актру

Вернулся я довольный и счастливый. Следующий день я отдыхал и планировал, что я буду делать после лагеря. Но перед тем как уехать из лагеря, я решил подняться на вершину "Кызылташ" (3448 м). Если гора "Юбилейная" была не слишком сложной, она вроде как 1А или даже безкатегорийная. А вот Кызылташ это уже 1Б (со стороны перевала Учитель 3А). На этом фото хорошо видна вершина Кызылташ и Юбилейная (только со стороны перевала Учитель). Правда восхождение я делал с другой стороны.

Гора Кызылташ

В день отдыха я проводил Владимира Ивановича (правда не успел с ним попрощаться, он уехал рано утром) и всех гостей альп-лагеря. В двух лагерях, нижнем и верхнем, осталось всего несколько человек: Я, Костя, Владимир Михайлович, Данила (работник верхней базы) и пара с собачками на снегоходе. Вечером я сказал Косте и Владимиру Михайловичу, что с утра иду на Кызылташ. Костя сказал, что обязательно взять кошки, ледоруб, веревку и ледобуры. Владимир Михайлович просто сказал, чтобы я был аккуратен.

Проснулся я часов в шесть, приготовил кашу, заварил чай. Когда пошел в туалет встретил Владимира Михайловича, который нарисовал мне на снегу маршрут и предложил взять хотя бы два ледобура и веревку. Я отказался. Сказал, чтобы не суетился и был аккуратен. Спустя 4-5 часов я вспоминал его слова.

В 7.30 я вышел на маршрут. С собой я взял кошки, ледоруб, лыжную маску, термос с чаем, горсть конфет и сухофруктов. Также на моей голове был закреплен налобный фонарь, так как в 7.30 утра была еще кромешная тьма. Спустя час начало светлеть, но идти по лесу в темноте дело не из приятных. Когда я вышел на морену стало немного поспокойнее. Да и солнце уже было где-то за горами. Было довольно холодно, около -20 градусов, но я шел в одной флисовой толстовке и мембране. Погода совершенно отличалась от той, какая была в день восхождения на Юбилейную. Ветер, облака. Видимость около 300 метров не больше. Актру в этот день я так и не увидел. Спустя два часа достиг домика гляциологов.

Занесенный снегом, домик гляциологов

На фото вы можете видеть насколько погода отличается от дня восхождения на Юбилейную. Чтобы не сбивать темп я не стал останавливаться в домике на перекус и пошел дальше

Где-то на подступах к Кызылташ

Тропу полностью замело, поэтому я двигался просто по направлению к горе Юбилейной. Чем выше я поднимался, тем хуже была видимость. Ветер усиливался. В какой-то момент мне приходилось втыкать ледоруб в землю, делать шаг, вынимать ледоруб, вставлять его на полметра вперед, делать второй шаг и так далее. Иначе была вероятность, что меня просто снесет. Тщетные попытки найти хотя бы намеки на торопу на Кызылташ не увенчались успехом и я решил двигаться в сторону Юбилейной, чтобы потом пройти по хребту на Кызылташ. Из-за отсутствия видимости я сбился с пути и вышел совершенно на незнакомое плато. Благо я различил хребет и двинулся к нему. Частенько я расчехлял верхонки, поправляя маску и воротник куртки. И начал замечать, что не чувствую кончики пальцев. Дойдя до снежного гребня я вспомнил слова Владимира Михайловича и пожалел, что не взял веревку и ледобуры, так как склон был снежно-ледовый и составлял около 50 градусов. При такой погоде, одному и без наличия ледобуров и веревки идти дальше было не разумно. Я принял решение спускаться, пообещав себе вернуться летом и взойти и на Кызылташ и на сам Актру Баш.

Спуск дался также нелегко. Я знал, что где-то внизу стоит домик и что я скоро до него дойду. Только бы дойти до домика и отогреть руки... Только бы дойти... Вот такие у меня были мысли.

Спустя час я уже сидел в домике, грел руки горячим чаем и жевал замерзший сникерс. В этот момент я поймал себя на очень светлых мыслях. Мне казалось, что все о чем я сейчас думаю и есть правильно. Я думал о крымской весенней регате, которую хочу осуществить. Думал о том, что хочу проводить больше времени с бабушкой. Думал о Белухе и об Актру. Думал об альпинизме. Я не думал о квартирах, машинах, деньгах. Не думал и том, как круто жить в классной квартире в центре Петербурга. Все это мишура. В горах все мысли очень ясные и, главное, правдивые. И в тот момент я думал о всем том, чего желал. Спустя два часа я уже был в альп-лагере, где меня встретили Костя и Владимир Михайлович с горячими макаронами и вкуснейшей ухой.

К, сожалению больше я фоток не делал, поэтому дальше просто вкратце скажу, что та пара с собачками укатили на своем снегоходе и мы на базе остались одни: я, Владимир Михайлович и Костя. На следующий день с утра я с Владимиром Михайловичем спустились в Курай, сели на такси до Горно-Алтайска (Владимир Михайлович слез в Соузге). Я на БлаБлаКаре доехал до Барнаула, там пересел на другую машину и в час ночи был в Новосибе. Ехал целенаправленно в хостел Достоевский. Бюджетный крутяцкий хостел, где я хорошенько поработал, практически ни на что не отвлекаясь. Запомнил только одну девчулю, которая обалденно пела под гитару. Она же попросила меня задержаться, когда я уходил, чтобы сфотографировать и взять интервью о моем трипе на Актру. Возможно этого рассказа и не было бы, так же как и нет пока рассказа о Крыме, Кавказе и Белухи. Спасибо Тасе :))

В марте я планирую съездить на альп-сборы опять же на Актру, а уже в апреле стартует один прикольный проект. Мы с чувачком Антохой будем строить парусник из надувного катамарана либо в Севастополе, либо в Казани. А 1-ого мая спустим это чудо инженерной мысли на воду Черного моря и попытаемся обплыть Крым. Держите пальчики крестиками за нас, ребзя, и будет Вам +100500 к карме. На этом всё! Пока!

Ближайшее путешествие

Понравилась статья?
0.00%
Эрадж Шамс
Эрадж Шамс 20 января 2017, 21:23
3034

Комментарии к этому посту ( шт.)

Эти статьи могут быть интересны

Философия

Племя Белых Псов - это не просто организатор путешествий, это комьюнити, большая семья. Ведь в походе важны не только маршрут и виды. Для нас значимы Люди. Это главный сакральный элемент тёплой и дружественной атмосферы. И задача команды Племени - создать и организовать не просто путешествие, а массу новых впечатлений и концентрированный и насыщенный эпизод жизни Ав Ав!

Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.